- Карикатура
-
КАРИКАТУ́РА — изображение, в к-ром сознательно преувеличиваются и заостряются специфич. черты фигуры, лица, манеры поведения чел., используются неожид. сопоставления, соединяются реальное и фантастич. К. имеет целью подчеркивание, разоблачение, осмеяние разл. рода явлений, имеющих место в жизни об-ва. Носит, как правило, ярко выраж. соц. направленность. Важную роль в К. играет текст, усиливающий остроту изображения. Наиб. часто встречается в графике (реже в живописи и скульптуре), что обусловлено возможностью быстрого тиражирования и распространения изображения (осн. графич. техники, применяемые для изготовления К., — ксилография, офорт, литография). К. обычно помещается в газ. и ж., спец. альбомах. К. — наиболее политизир. жанр изобразит. иск-ва в силу своей разоблачит. направленности. Истоки К. восходят к античности, она встречается в ср.-век. иск-ве (особенно в традиц. жанрах). В совр. смысле К. появляется в эпоху Ренессанса. Самостоят. эстетич. ценность К. как жанра изобразит. иск-ва признается в 18 в. Начиная с творчества У. Хогарта (Англия), К. занимает важное место в европ. иск-ве. Среди крупнейших мастеров К. — Ф. Гойя, О. Домье, Т. Стенлейн и др. В рус. иск-ве К. имеет глубокие корни с нач. 19 в. ("народные картинки" И. Теребенева, А. Венецианова). В сер. 19 в. появляются сатирич. журналы ("Искра", "Гудок"), в к-рых печатаются К. ряда художников-реалистов (Н. Степанова, Н. Иевлева, П. Шмелькова). Крупными мастерами К. в нач. 20 в. стали художники В. Серов, Б. Кустодиев, Е. Лансере, отразившие в своих произв. соц.-полит. потрясения врус. об-ве (В. Серов, "1905 год. После усмирения"). После рев-ции 1917 К. стала составной ч. агитац. иск-ва, пропагандирующего принципы нового режима в России ("Окна РОСТА", творчество Д. Моора, В. Дени и др.). Необыч. распространение К. получила в 1920—30-е гг., сделавшись одним из ведущих жанров иск-ва. К. в СССР претерпевает изменение самой своей сути, превратившись в жестко регламентир. систему идеол. штампов, служащую проводником правительств. политики.
Карикатура. «Мадрид. Фонтебло. Москва. Наполеон на подломившихся ходулях». Раскрашенная гравюра неизв. худож. 1-я пол. 19 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.